Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Программа обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития предметно-практической деятельности, элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности разработанная коллективом педагогов ДДП Республиканского образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
РАЗДЕЛ I. Обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
I.1. Особенности развития детей
Тяжёлое и множественное нарушение, согласно данным отечественных и зарубежных исследований, является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, социального поведения).
Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют разделить детей на две группы.
1. Особенности развития детей первой группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
2. Дети второй группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, сходные с характеристикой детей первой группы.
Индивидуальные и типологические особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют специальных условий обучения.
I.2. Организация обучения
1. Приём детей и комплектование классов
ДДП принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих инвалидность в связи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Приём осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации городской психолого-медико-педагогической консультации.
Существуют так же и противопоказаниями для приема в ДДП .
Дети, посещающие ДДП, распределяются по классам с учётом возраста.
В связи с этим в составе каждого класса представлены две группы детей.
При такой наполняемости в каждом классе работают два специальных педагога и два воспитателя.
2. Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы
Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематических планов. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей. ИПО состоит из трёх частей.
Первая часть содержит общие сведения о ребёнке, вторая характеристику развития ребёнка на момент составления программы и определяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка и третья часть ставит конкретные задачи педагогической помощи, определяет содержание обучения и воспитания ребенка в условиях учреждения и семьи. Кроме того, ИПО имеет приложение, включающее упражнения для выполнения ребёнком в домашних условиях.
Для реализации ИПО планируется проведение индивидуальных и групповых занятий.
Каждый предмет представлен в ИПО перечнем действий и операций, формируемых у учащихся в течение учебного года. Содержание же конкретных занятий отражается в календарно-тематических планах.
Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей.
Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам.
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год, и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.
3. Основные направления педагогической работы
Содержание обучения в Доме дневного пребывания основывается на переработанных и адаптированных к российским условиям основных направлениях работы специальных школ для детей с глубокими умственными и множественными нарушениями.
4. Основные формы и методы педагогической работы
Решение представленных в индивидуальной программе обучения задач педагогической помощи происходит с учётом особенностей развития ребёнка в ходе
фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, проводимых специальным педагогом, логопедом и инструктором по физической культуре.
Особое внимание специалисты ДДП уделяют индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или для которых поставленные индивидуальной программой обучения задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой, состоящей из детей, которым доступно содержание занятия.
Методика обучения строится на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для повышения эффективности работы, педагоги выявляют интересы и склонности каждого ребёнка. В ходе проведения занятий учитываются особенности ориентировочной деятельности детей, действие дробится на мельчайшие операции, выстраиваются субъективные шаги учащихся по освоению нового действия. В ходе выполнения упражнений для каждого ребёнка подбираются доступные средства материализации.
В процессе обучения используется отечественный и зарубежный опыт, в частности:
* метод базальной стимуляции (А. Фрёлих);
* методика поддерживающей коммуникации (У. Кристен),
* проектное обучение (Д. Дьюи), методика MOVE (развитие двигательных возможностей через обучение – Л. Бидаби),
* TEACCH - основная задача: Достижение независимости человека с аутизмом за счет адаптации среды к его возможностям. Организация предсказуемого порядка в пространстве и времени Основные средства: Функциональная организация всего жизненного пространства. Визуализация временной последовательности событий (Э. Шоплер Г. Месибов Т. Питерс);
* (АВА) - оперантный подход на основе прикладного поведенческого анализа - основная задача: социальная адаптация ребенка путем изменения его поведения, коррекция его аутистических расстройств. Основные средства: Сочетание разной по степени помощи и дифференцированных подкреплений с целью формирования желаемых поведенческих реакций (Э. Шоплер, Г. Месибов, Т. Питерс ,О. Ловас);
* эмоционально-уровневый подход Основная задача: Развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Основные средства: Установление эмоционального контакта педагога с аутичным ребенком, создание эмоционального комфорта и вызывание произвольности в поступках (К.С. Лебединская,О.С. НикольскаяЕ.Р. Баенская, М.М. Либлинг).
* игрокоррекция (Л.Б. Баряева) и др.
5. Сотрудничество с родителями
Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.
С учётом перечисленных проблем Дом дневного пребывания организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:
•обучение и воспитание ребёнка;
•психологическая поддержка семьи;
•участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ДДП.
РАЗДЕЛ II Предметно - практическая деятельность
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме.
РАЗДЕЛ III Художественное творчество
III.1. Лепка
Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие. Основой обучения лепке являются умения и навыки, сформированные в ходе освоения различной предметно-практической деятельности.
III.2. Аппликация
Аппликация (от лат. Applicatio – накладывать, прикладывать) один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
III.3. Рисование
Обучение рисованию направлено на освоение детьми доступных приёмов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются ранее сформированные предметно-практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами, при помощи которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приёмов предметного рисования; обучение выполнению сюжетных и декоративных рисунков.
III. 4. Театральная деятельность:
Спектакль – это один из элементов арт – терапии, поскольку занятия театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечивает становление знаково- символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционнальных состояний, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
РАЗДЕЛ IV Ведение домашнего хозяйства
IV.1. Уход за вещами
Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.
IV.2. Кулинария
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребёнок становится гораздо более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности. Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции по приготовлению пищи.
РАЗДЕЛ V Элементы допрофессиональной подготовки
V.1. Глина
Обучение изготовлению глиняных изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином и другими пластичными материалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.
V.2. Кройка и шитье
Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитьё.
На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь, ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д.
V.3. Элементы деревообработки
Деревообработка включает широкий диапазон различных видов деятельности, которыми могут заниматься люди с тяжёлыми нарушениями развития. Среди доступных операций деревообработки можно выделить такие, как шлифовка, пиление, сверление, соединение деревянных деталей и другие. Кроме того, инвалиды с менее выраженными опорно-двигательными и умственными нарушениями способны ассистировать мастеру при работе на деревообрабатывающих станках, а также освоить некоторые виды современного электрического и механического столярного оборудования, использование которого позволяет им получать качественный продукт.
V.4. Элементы растениеводства.
Занятия по растениеводству направлены на формирование у детей и подростков навыков работы с растениями. Дети работают на огороде, ухаживают за комнатными растениями. Учащиеся получают общие представления о растениях,
учатся обращаться с садово-огородным инвентарем, осуществлять посадку и уход за растениями, собирать, перерабатывать.
V.5. Уборка помещений и территории
Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения актуальны также для формирования бытовой деятельности детей.
V. 6. Полиграфия
Современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует специальной профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями.
Данная программа нацелена на обучение подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями, выполнять доступные операции полиграфического производства.